Правильный крепеж. Часть 1

Правильный крепеж. Часть 1

Сегодня мы поговорим о крепеже, который используется в мире слэклайна.
Крепеж – это один из основных элементов любого слэклайна. Он должен быть подобран очень грамотно и с умом, имея минимальный вес и абсолютную надежность.
Часто крепеж ассоциируется с карабинами, которые используются в туризме, альпинизме и скалолазании. Однако специфика слэклайна накладывает на них серьезные ограничения, и ценой за ошибку может быть как сломанный карабин или порванная стропа, так и ваше здоровье.

Это первая статья из пяти, посвященных правильному и безопасному крепежу. Статьи рассчитаны на людей, которые ранее не имели опыта работы с крепежом слэклайна. Опытные альпинисты, уверенные в себе инженеры и т.д. не найдут для себя ничего нового.

Многие недооценивают потенциальную опасность, которую таит в себе слэклайн (и, в особенности, лонглайн). Но только представьте, если вас подвел крепеж — с натяжения 1 тонна, оборванный конец как катапультой выстреливает к противополодной опоре. Если со стороны обрыва будут находиться части сломанного крепежа или другие металлические части, то все это может очень неудачно куда-нибудь прилететь.

Итак, что я понимаю под безопасным крепежом?
Запомните 4 главных правила которым он должен соответствовать

А) Крепеж, о котором у нас есть информация (материал, прочность, условия использования и назначения).
Информация о крепеже обычно пишется на самом крепеже. В редких случаях бывает так, что на железке пишут только марку стали или лого производителя, а остальные характеристики можно найти на этикетке или сайте этого производителя.
Не уверен в крепеже – использовать нельзя.
Сюда же относится информация о назначении крепежа. Особенно это относится к карабинам. Помните, что каждый карабин имеет определенное назначение, предполагающее соответствующую геометрическую форму и соответствующие нагрузки.
При отсутствии этой информации данный крепеж использовать нельзя, каким бы прочным он ни выглядел.

Б) Исправный крепеж
Ни в коем случае нельзя использовать гнутый, сильно изношенный, потертые крепеж.
Бывают ситуации, когда вам отдают какую-то старую железку или же ваша новая железка по каким-то причинам стала немного «шалить».
Крепеж из алюминия (дюрали) может накапливать микротрещины, которые впоследствии снижают прочность элемента, поэтому не рекомендуется такой крепеж подвергать ударам, а через какой-то промежуток времени его следует заменить, не дожидаясь появления видимых деффектов.
Любое нарушение этого правила означается потенциальную проблему. Либо порвется, либо заклинит.
Не рискуйте.

В) Разрывная нагрузка крепежа слэклайна должна иметь запас прочности как минимум втрое
На английском это звучит как «safety factor» — фактор безопасности.
И это неудивительно, ведь ваша системе не должна дать сбой. Превышение ожидаемой вами нагрузки может привести к разрыву, деформации металлических элементов и т.д. Все это — прямой материальный ущерб или же ущерб вашему здоровью из-за вашей же самонадеянности.
Вообще, запас прочности — вещь сугубо индивидуальная. Очень часто многие используют запас прочности от 4 до 8!

Г) Стойкость к воздействия внешней среды. Крепеж не должен в самый неудачный момент заржаветь\закиснуть\замерзнуть. Большинство современного крепежа уже давно соответствуют этим требованиям. Раньше с этим были серьезные проблемы – можно было однажды закрепиться, а потом что-то заедало.
Сейчас это уже давно бродит лишь на уровне слухов, и если ваш крепеж соответствует предыдущим параметрам и правильно хранится (в сухом месте без экстремальных температур), то, скорее всего, и с последним проблем у него не будет.

 

Итак, существует 4 требования к крепежу слэклайна. Любой крепеж, который вы используете, должен им соответствовать. Тогда ваш слэклайн будет надежен и безопасен.

 

ВНИМАНИЕ!!! ВНИМАНИЕ!!! ВНИМАНИЕ!!! 

Особо хочется написать о крепежах с рынка, хозмагов и т.д.

Очень часто там можно встретить скобы, карабины и т.д. различных форм и калибров. При этом стоят они очень дешево. Такие элементы использовать НЕЛЬЗЯ даже для вспомогательных целей, потому что они изготавливаются методом прессовки металлического порошка.

Представьте, что вы слепили себе крепеж из глины. Стали бы вы его использовать? Вряд ли, каким бы прочным он внешне ни казался. Так вот эти шаклы аналогично «слеплены» из металлического порошка.
Мы лично ломали скобы калибра 12мм и даже 14мм на не очень-то высоких натяжениях!

Именно поэтому максимум, что на них могут указать, это их калибр (толщину прутка), а марку стали, прочность и т.д. вы на них никогда не найдете. Многие из этих параметров просто не имеют смысла, т.к. абсолютно одинаковые, на первый взгляд, шаклы могут сломаться при абсолютно разных нагрузках.

Как их отличить невооруженным взглядом? Все такие элементы шершавые, серые и тусклые (иногда имеют напыление, чтобы блестели, но это достаточно заметно). Если видите неотполированный крепеж без каких-либо маркировок — это прессовка. И использовать их ни в коем случае нельзя, несмотря на их очень низкую цену.

 

Кстати, о цене.
Хороший крепеж далеко не всегда должен стоить дорого. Карабин можно найти в пределах 200 рублей. Хорошие такелажные скобы — за 70 рублей. Главное знать где и что искать. И об этом я расскажу чуть позже в следующих частях.

Комментарии

Наиболее предпочтительный вариант — соблюдать описанные выше 4 правила. А когда речь заходит о бэкапах , то страхуется не крепеж, а ВСЯ система за стропой. Самый красивый вариант — свободный конец стропы обмотать вокруг дерева на 4 оборота без всяких узлов. Если такого варианта нет, то остается только крепить на дерево свободный конец стропы любым удобным для вас способом
Дата добавления: 13.05.2013 22:02:16 Автор: Сергей
Какой наиболее предпочтительный вариант страховки крепежа при лонглайне? Мне видится так: с обоих концов торчащие кончики стропы привязываются к своим опорам дополнительно (либо сразу, либо верёвкой). При любом нарушении крепежа он не полетит к центру, ибо всё равно эффект рогатки даёт именно стропа. Правильно?
Дата добавления: 07.05.2013 23:39:14 Автор: Владимир

Сайт не является публичной офертой и носит информационный характер

Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

Разработка сайта - Аполитика